Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦОбычная версия сайта

Сургусткий район, г.п. Белый Яр, ул. Лесная, д. 8 б.

Главная \ Педагогу \ Организация деятельности с одаренными учащимися

Организация деятельности с одаренными учащимися

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СУРГУТСКОГО РАЙОНА  

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

РАССМОТРЕНО                                                                                    УТВЕРЖДЕНО

на заседании                                                                                      приказом от __________№ __

методического совета                                                                          Директор _________ Т.С. Никитина

23.11.2012г.                                                                                       

 

 

 ПРОГРАММА

"Одаренные дети"

  2012 г.

 Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно».

Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко.

 

 

Ответственные за реализацию программы

  1. Заместитель директора  - Николаева Наталья Анатольевна.
  2. Творческая группа педагогов дополнительного образования детей по работе с одаренными детьми в составе:
  • • Вихарева С.Л. – методист;
  • • Лукьянцева А.С. – методист;
  • • Буглак Г.В. – заведующий библиотекой;
  • • Морозова Е.И. – компьютерное объединение, руководитель МО;
  • • Миронова Н.В. – объединение «Вязание крючком»; руководитель МО;
  • • Никитин В.А.. – компьютерное объединение;
  • • Ярушникова Е.А. – объединение «Хореография», руководитель МО.

 

Пояснительная записка.

     Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня сложно переоценить.

   Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования расцениваются в нашем учреждении как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

   Первыми заказчиками выступают родители. Для них важно, чтобы центр дал не только прочные знания их детям, но и выявил, раскрыл и развил способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе дополнительного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности нашего учреждения. Выявление одаренных детей начинается с младших лет на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

   «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одаренность - причина динамики развития природных задатков в различных возрастных периодах.

   По мнению к.п.н., профессора Н.И. Ильичевой: «Все дети ... одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его; на развитие одаренности влияет много факторов, основные из них: биогенетический, социально-экономический, педагогический и их диалектическое единство. Причем, доминирующим фактором считается педагогический при прочих равных условиях».

   Психолог К.К. Платонов дает определение понятия одаренности: «Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». ВЫВОД: для развития природных задатков, «дара» необходимо педагогам, родителям использовать ранние сензитивные периоды.

   Вышеизложенные положения явились исходными при разработке программы «Одаренные дети» и позволили обозначить круг проблем по управлению развитием одаренных обучающихся в рамках обучения, развития и воспитания в учреждении дополнительного образования.

   Одаренные дети:

 

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

   Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

   Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, педагогический коллектив центра видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

   В течение последних пяти лет в центре ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения на педсоветах, заседаниях МО, совещаниях при директоре.

   Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем наших детей являются гарантом реализации данной программы.

   При организации работы с одарёнными детьми были выявлены противоречия в системе образования:

  • • между высокими требованиями государства и образовательным процессом в учреждении дополнительного образования;
  • между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний педагогов и родителей.

   Таким образом, проблема заключается в отсутствии:

  • системы поддержки и сопровождения одарённых детей в учреждении дополнительного образования;
  • программы работы с одарёнными детьми;
  • методического сопровождения;
  • диагностики по выявлению одарённых детей;
  • готовности педагога работать с одарёнными детьми.

   Цель программы:

   создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

   Задачи:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;

2) организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3) отбор в системах обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4) расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;

5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

Основные направления реализации программы:

  1. Координационное.
    2. Диагностическое.
    3. Кадровое.
    4. Развивающее.
    5. Информационное.

 

Алгоритм реализации программы.

 

Координационное направление:

- Организация работы коллектива.

- Обеспечение нормативно – правовой базы.

- Организация научного общества.

- Ресурсное обеспечение.

- Контроль и анализ деятельности.

- Формирование банка данных об одарённых детях.

Диагностическое направление:

- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.

- Проведение диагностики одарённых детей.

- Создание банка данных одарённых детей.

- Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

Кадровое направление:

- Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).

- Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам).

Развивающее направление:

- Создание образовательной среды для развития одарённых детей.

- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.

- Использование системы информационно – коммуникационных технологий.

Информационное направление:

- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).

- Организация работы библиотеки.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

принцип научности и интегративности;

принцип гуманизма и демократизма.

Ожидаемые результаты:

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов для работы с одарёнными детьми;

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

- сотрудничество центра с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся;

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей центра;

- расширение системы дополнительного образования; удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня;

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах, конкурсах, НОО, фестивалях; повышение показателей успешности детей на районных, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;

- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости;

- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;

- издание исследовательских работ обучающихся;

- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми.

Целевые индикаторы и показатели:

 - наличие базы данных;

 - участие обучающихся в районных и окружных олимпиадах, конкурсах, дистанционных конкурсах и научно-практических конференциях;

 - наличие НОО;

 - участие обучающихся в районных и окружных творческих конкурсах;

 - создание портфолио выпускника центра.

Программа состоит из разделов:

1. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей;

2. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных и талантливых детей;

3. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей;

4. Осуществление контроля управления развитием одаренных детей;

5. Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми.

В результате многолетней педагогической работы в центре сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в программе «Одаренные дети».

Сроки реализации: 2012-2017 гг.

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, и т.д.

 Цель: подготовка условий для формирования системы работы с одаренными обучающимися в группе.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеучебную.

Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - формирования, углубления и развития способностей обучающихся.

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности у обучающихся.

Данный этап работы предполагает реализацию образовательных программ по формированию у обучающихся навыков исследовательской деятельности.

4 этап: - подведения итогов.

Цель: анализ реализации программы и разработка стратегии на развитие исследовательских навыков у обучающихся центра.

На данном этапе анализируются итоги проделанной работы по реализации программы, а также вырабатывается стратегия дальнейшей работы в этом направлении.

Перечень мероприятий программы включает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.

Таблица 1.

 

ПЛАН работы

с одаренными детьми в 2012-2017 учебном году

 

№ п/п

Задачи

Содержание деятельности

Ответственные

1. Информационно-методическое обеспечение процесса управления

развитием одаренных детей

  1.  

Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одаренности в учреждении

1. Создание банка данных об одаренных детях.

2. Изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных обучающихся.

3. Подбор диагностического материала для изучения способностей обучающихся.

методисты

Николаева Н.А.

 

 

Педагоги

  1.  

Осуществлять информационное обеспечение процесса развития одаренных детей

  1. Составление картотеки газетно-журнальных статей по проблеме одаренности.
    1. Подбор и накопление литературы по проблеме.
    2. Организация информационных выставок по проблеме.

методисты

 

Педагоги

Буглак Г.В.

  1.  

Осуществлять методическое обеспечение процесса развития одаренности

  1. Составление практических рекомендаций по разработке индивидуального маршрута обучения.
  2. Составление образовательных программ.
  3. Разработка практических рекомендаций по организации системно-деятельностного подхода в работе с одаренными детьми.
  4. Формирование банка ППО по работе с одаренными детьми. Использование передового опыта в работе с одаренными детьми в практике работы педагогов.

методисты

 

Педагоги доп.

методисты

 

 

Педагоги

 

2. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей

  1.  

Способствовать повышению научно­теоретических знаний по работе с одаренными детьми

1. Организация работы постоянно действующего семинара для педагогов, работающих с одаренными детьми:

  • «Понятие одаренности в педагогике и психологии»
  • «Специфика работы педагога с одаренными детьми. Варианты моделей обучения одаренных детей. Формы и методы работы»
  •  «Особенности содержания учебных программ для одаренных детей»
  • «Контроль за организацией познавательной деятельности одаренных обучающихся»
  • «Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей»

методисты

 

  1.  

Способствовать

углублению и

расширению

знаний педагогов в

области

направлений деятельности

  1. Организация курсовой подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми.
  2. Проведение практических семинаров
  3. Проведение МО по проблемам развития одаренных детей.

методисты

 

методисты

руководители МО

  1.  

Пропагандировать и распространять передовой педагогический опыт по работе с одаренными детьми

  1. Изучение на МО опыта работы педагогов по планированию, разработке программ, использованию методов и форм работы с одаренными учащимися.
  2. Организация работы педагогических мастерских, лабораторий по проектированию, моделированию работы с одаренными обучающимися.
  3. Научно-практическая конференция педагогов «Проблемы детской одаренности: опыт и перспективы», собрать сборник документов и статей.

руководители МО

 

 

 

методисты

 

 

Николаева Н.А.

руководители МО

 

3. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей

  1.  

Способствовать

получению

дополнительного

образования

одаренными

учащимися

  1. Организация работы объединений.
  2. Организация занятий с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории.
  3. Организация индивидуально-групповых занятий для «сильных» обучающихся в центре.
  4. Подготовка информации о проведении занятий для школьников в вузах ХМАО-Югры.

 

Педагоги

 

 

 

 

методисты

 

 

  1.  

Обеспечить

условия для

самореализации

интеллектуальных

и творческих

способностей

обучающихся

1. Максимальная реализация интеллектуальных и творческих способностей одаренных обучающихся в научно-исследовательских конференциях.

2. Проведение учрежденческого конкурса «Обучающийся года».

3. Проведение выставок детского творчества юных дарований.

4. Приобщение талантливых детей к самостоятельной интеллектуальной исследовательской деятельности.

5. Стенд «Лучшие обучающиеся центра»

6. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне учреждения.

Педагоги

 

 

Николаева Н.А.

 

Педагоги

 

Педагоги

 

 

Николаева Н.А.

Педагоги

 

  1.  

Обеспечить условия для ранней профессиональной ориентации одаренных детей

  1. Изучение ориентации одаренных обучающихся на будущую профессию.
  2. Сбор информации об обучающихся-выпускниках.
  3. Организация индивидуальной работы с одаренными обучающимися и их родителями.

Педагоги

 

 

4. Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей

  1.  

Способствовать организации системно­деятельностного подхода в работе с одаренными обучающимися

Организация тематического контроля «Система работы с одаренными обучающимися» на I , II, III году обучения.

Николаева Н.А.

 

  1.  

Осуществлять контроль за качеством учебно­методического обеспечения работы с

одаренными детьми

  1. Экспертиза образовательных программ.

 

Педагоги

методисты

 

5. Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми

  1.  

Обеспечить преемственность в работе с одарен­ными детьми между центром и вузами

1. Привлечение преподавателей вузов для проведения семинаров.

 

Николаева Н.А.

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» на 2012-2017 годы

 

п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

2013

2014

2015

2016

2017

  1.  

Разработка концепции комплексной системы работы с одаренными детьми

+

-

-

-

-

  1.  

Разработка нормативно-правовой базы учреждении

+

-

-

-

-

  1.  

Создание и обновление базы данных об одаренных детях в учреждении

+

+

+

+

+

  1.  

Премии одаренным детям в рамках конкурса «Обучающийся года»

+

1200

руб.

+

1300

Руб.

+

1300

Руб.

+

1300

Руб.

+

1300

Руб.

  1.  

Участие в научно-практических конференциях обучающихся

+

+

+

+

+

  1.  

Участие в конкурсах

+

+

+

+

+

  1.  

Работа научного общества обучающихся

 

 

 

 

 

  1.  

Подготовка педагогов, работающих с одаренными детьми (курсы, семинары)

+

+

+

+

+

  1.  

Издание методических разработок по работе с одаренными детьми

+

+

+

+

+

  1.  

Проведение конкурса «Обучающийся года»

+

+

+

+

+

  1.  

Проведение учрежденческого Дня науки

+

+

+

+

+

  1.  

Подведение итогов реализации программы

-

-

-

-

+

 

 

Контроль и учёт эффективности реализации программы.

Организация контроля за реализацией программы «Одарённые дети» осуществляется в виде:

  • предметного контроля;
  • процессуального контроля;
  • контроля по результатам реализации программы.

Результативность работы в течение года анализируется на:

  • совещании при директоре;
  • методических объединениях;
  • педсовете;
  • научной конференции.

 

Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

 

1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».

2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных обучающихся.

4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

5. Создание творческого объединения педагогов, работающих с одаренными детьми.

6. Совместная коррекционно-методическая работа педагогов и психолога.

7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы педагогов с талантливыми обучающимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

 

Организационная деятельность Центра.

 

1. Совещания по результатам диагностирования.

2. Организация патронажа между педагогами и способными обучающимися.

3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

4. Формирование режима работы центра, обеспечивающего возможности участия обучающихся в системе дополнительного образования (консультации, индивидуальные занятия).

 

 

Формы и виды организации работы.

 

1. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций в рамках учреждения.

2. Организация и проведение учрежденческих конференций. Участие в районных и окружных конференциях.

3. Выявление одаренных детей.

4. Организация участия детей:

 - в творческих конкурсах, мероприятиях, фестивалях;

 - в научных конференциях.

 

Наблюдение, контроль за выполнением программы.

 

1. Включение в план внутриучрежденческого контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными  обучающимися.

2. Проведение анкетирования  обучающихся творческого уровня.

3. Проведение олимпиад, конференций, конкурсов, творческих отчетов.

4. Аналитико-корректирующая деятельность ответственного за организацию работы со способными обучающимися.

 

Информационно-исследовательская работа.

 

Работа с одаренными детьми должна опираться на прочную информационную базу.

Представляется необходимым создание банков данных (компьютерных):

Банк данных по одаренным детям. Он содержит сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данных об их учебе.

Банк данных по педагогам, работающим с одаренными детьми, содержит информацию о педагогах, их формах работы с детьми.

Банк справочно-библиографических данных: информация по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по различным проблемам детской одаренности. А также сведения по организациям, исследованиям, программам, проектам, связанным с научной и практической работой в области детской одаренности.

Предполагается проведение постоянной работы по сбору и обновлению содержащейся в них информации по результатам психодиагностических обследований, на основании сведений, полученных от педагогов центра, родителей.

 

Подготовка кадров для работы с одаренными детьми.

 

Подготовка педагогов по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми в центре, является необходимым условием претворения в жизнь всей программы. Необходима организация ряда мероприятий по решению этого вопроса.

Исследование психолого-педагогической компетентности у педагогов в области работы с одаренными детьми.

Повышение квалификации педагогов через организацию семинаров, конференций, на курсах повышения квалификации.

Проведение практических занятий, тренингов, учеб с привлечением научных сотрудников. Обеспечение специалистов, работающих с одаренными детьми литературой (методической), информировать о новинках литературы.

 

 

Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.

 

Работа с родителями.

 

Дополнительное образование - эта та сфера, где идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.

Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

 1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

 2. Чтение лекций для родителей.

 3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

 4. Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

 В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:

  1. Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол.
  2. Интроверсия. Психологические аспекты одаренности.
  3. Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка.
  4. Развитие и обучение одаренных детей .

Дети младшего школьного возраста – при обучении и развитии одаренных детей младшего школьного возраста важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Средняя ступень (V – VIII классы) – расширяется тематика объединений, значительную роль играет обучение по интегрированным и по индивидуальным программам.

Старшая ступень (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Основную роль регулярного обучения и развития одаренных детей выполняют НОО, объединения и т.д.

 

Олимпиады по ДПИ.

 

Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом олимпиады по ДПИ помогают решать целый ряд важных задач.

 Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в центре, особенно у сильных педагогов.

 Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.

 В-третьих, они способствуют обмену опытом между педагогами центра и преподавателями высших учебных заведений.

 

Научные общества обучающихся.

 

НОО – добровольное творческое формирование подростков центра, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученных, педагогов, инженеров и других специалистов.

 Главная задача научных обществ – дать обучающемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:

диагностика одаренности детей и подростков;

раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;

выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.

Высшим органом НОО центра является конференция членов общества, которая проводится один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.

 Руководство работой НОО центра осуществляет Совет. В состав Совета входят обучающиеся – члены научного общества. Кураторами НОО являются руководители научных, технических направлений.

 План работы научного общества обучающихся может включать следующие разделы:

Заседания Совета НОО;

 Познавательно-коммуникативная работа с членами НОО;

Научно-исследовательская деятельность;

Творческая деятельность.

 

Материально-техническое  обеспечение.

 

 Пополнение библиотечного фонда центра справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;

 Компьютеризации образовательного процесса;

 обеспечение необходимыми оборудованием и материалами для организации работы;

 привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей.

 

Семейные аспекты развития одарённого ребенка.

 

 создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;

 учёт личностных особенностей одарённых детей;

 оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.

 


 

 Программа научного общества обучающихся «Перспектива»

 

 «Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне действовать самому - и я научусь».

 

Настоящая программа является частью программы «Одарённые дети»  и предусматривает возможность проводить специальную работу с одаренными детьми с тем, чтобы не сдерживать, а стимулировать развитие наиболее продвинутых обучающихся, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным  обучающимся работать в режиме освоения образовательной программы. В обычной образовательной программе недостаточно творческих заданий. А развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик, способствующих реализации одаренности, также важно при работе с одаренными детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.

В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других творческих личностных качеств. При работе с одаренными детьми целесообразно использовать диалогические формы обучения. Сложившаяся форма общения в процессе обучения (спрашивающий педагог – отвечающий обучающийся) блокирует активность обучаемого в постановке вопроса.

В качестве оптимальных условий стимуляции познавательной потребности ребенка как основы развития его способностей, психологи выделяют следующие характеристики процесса обучения:

1. Высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах.

2. Создание соответствующего психологического климата в семье и на занятиях. Познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию.

В последнее время много говорится об индивидуальных учебных маршрутах. Одаренным обучающимся оставляют больше свободного времени, которым они самостоятельно распоряжаются для занятий в соответствии со сложившимися у них склонностями. Индивидуальный учебный план предполагает, что по отдельным разделам одаренному обучающемуся будет позволено не только изучать программу в меньшем объеме, но даже и с меньшей результативностью.

Объединение обучающихся, которое стремится совершенствовать свои знания по определенным отраслям науки, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности во внеурочное время под руководством педагогов и других специалистов можно назвать научным обществом (НОО).

НОО – добровольное творческое формирование подростков центра, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученных, педагогов, инженеров и других специалистов.

 Главная задача научного общества – дать обучающемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:

1. Диагностика одаренности детей и подростков;

2. Раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;

3. Выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.

Высшим органом НОО центра является конференция членов общества, которая проводится один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.

Руководство работой НОО центра осуществляет Совет. В состав Совета входят обучающиеся – члены научного общества. Кураторами НОО являются руководители методических объединений научных и технических направлений.

План работы научного общества обучающихся может включать следующие разделы:

  1. Заседания Совета НОО;
  2. Познавательно-коммуникативная работа с членами НОО;
  3. Научно-исследовательская деятельность;
  4. Творческая деятельность.

Структура программы представлена логикой управленческой деятельности:

теоретические основы, анализ;

целеполагание;

организационная деятельность;

контроль и коррекция.

Цель: активизация исследовательской деятельности и развитие творческих способностей обучающихся в рамках НОО.

Задачи:

- создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;

- стимулирование творческой деятельности интеллектуально развитых детей;

- обеспечение методического роста педагогов, постоянного повышения их квалификации.

Формы и методы:

деятельность НОО осуществляется через:

заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями;

составление программ, разработку проектов и тем исследований;

участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, выставках;

проведение семинаров, дискуссий, НПК;

выступление с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.

Принципы реализации программы:

гуманистическое основание;

антропоцентрический подход;

демократизм;

систематичность;

личностно-ориентированный подход;

индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления работы педагогического коллектива:

Информационно-аналитическое.

Организационно-педагогическое.

Методическая работа.

Создание условий для участия в творческих конкурсах, проектах, конференциях

Подготовка педагогов.

Диагностическая и коррекционная работа.

Работа с родителями

Родители, семья в системе реализации программы.

Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Комплектование библиотеки центра учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.

Оснащение учебных кабинетов.

Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных.

Обеспечение необходимыми для работы материалами объединений.

Формирование системы поощрения одаренных детей, педагогов.

Социально-психологическое обеспечение.

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с педагогами, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Детализация основных направлений работы с одаренными детьми.

Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания образовательной программы.

 

Условия успешной работы с одаренными обучающимися.

 

Создание условий для проявления и развития интеллектуальной одаренности детей.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива центра и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Признание коллективом центра того, что реализация системы работы с одаренными обучающимися является одним из приоритетных направлений в работе учреждения.

Организация постоянной работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в центре с целью неуклонного снижения учебной и психологической нагрузки обучающихся, охрана здоровья обучающихся.

 

Ожидаемые результаты.

 

Результатами творческой деятельности НОО являются: презентации, рефераты, проекты, учебно-экологическая тропа, выступления на учрежденческих конференциях, районных семинарах, конкурсах.

Исследовательская работа ведется в различных объединениях.

При проведении исследований  обучающиеся должны изучить и научиться пользоваться всеми доступными компьютерными программами.

Оценка результативности.

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость обучающихся, родителей, педагогов жизне- деятельностью одарённых детей в центре.

 Комфортность, защищённость личности одарённого обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в центре, удовлетворённость родителей и педагогов.

3

Конкурентоспособность одарённых обучающихся.

Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие обучающихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.

Риски и методы их коррекции.

Отсутствие материальной базы.

Оснащение материально – технической базы центра (спонсорская помощь)

Отсутствие подготовленных педагогов.

Повышение квалификации педагогов (курсы, научно – практические конференции, МО, семинары)

Отсутствие методической базы.

Создание банка данных методической литературы

Низкая мотивация обучающихся к получению дополнительных знаний.

Стимуляция обучающихся
(грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы)